Все родители рано или поздно задумываются о самостоятельности своих детей. Они хотят, чтобы дети выросли успешными и уверенными в себе людьми. Но, как сделать так, чтобы самостоятельный ребенок не подвергался излишней опасности? Где рамки самостоятельности и вседозволенности?
По мере взросления каждый ребёнок, познавая окружающий мир, стремится к самостоятельности. Нет таких родителей, которые бы не пережили вместе со своими чадами период «Я сам!» Некоторые мамы прошли это время философски, спокойно, по несколько раз в день, отмывая ребенка и кухню от каши, зашивая порванные на коленях штанишки, обрабатывая царапины и ссадины. Другие же, превращаясь в «супер-мам», стремились предотвратить, оградить, защитить, не допустить и максимально обезопасить ребенка, ограничивая его самостоятельность. Чтобы не уходить из крайности в крайность, необходимо найти золотую середину. В развитии самостоятельности, очень важен подготовительный этап – этап обучения (в том числе на личном примере).
Лучший способ – чаще предоставлять ребенку возможность выбирать. Крайне важно дать ребёнку свободу выбора, даже если границы этого выбора обозначают родители. Пусть он выбирает, например, одежду для похода в гости, в детский сад, на прогулку... Если боитесь, что малыш нарядится несуразно, просто предложите ему готовые комплекты на выбор, или поиграйте в стилиста, в игре ребёнок научится сочетать цвета и подбирать аксессуары. Собираясь на улицу, подскажите ему, как одеться по погоде, какая одежда будет удобна для его игр. Вариантов должно быть как можно больше!
Отправляясь за покупками, вместе составьте список необходимых продуктов. Пусть ребенок найдет их в магазине, сложит в тележку. А вы подскажите ему, как выбрать полезные и свежие продукты. Все комментируйте, объясняйте, живо интересуйтесь мнением юного покупателя. Пусть ребенок найдет на упаковке срок годности, рассмотрит целостность упаковки. Главное всё делать в игровой форме, ненавязчиво, с интересом. Если малыш уже умеет считать, позвольте ему расплатиться на кассе, лучше всего наличными, чтобы ребенок параллельно обучался считать денежные средства и экономить их (карточка создаёт иллюзию бесконечного количества денег на ней).
Просите ребенка помочь по дому: приготовить обед, помыть посуду, протереть пыль. Особенно хорошо это работает перед приходом гостей. Он вполне может расставить свои игрушки, чтобы гости похвалили, а не испугались беспорядка. Выбрать начинку для торта, налить тесто в форму, под вашим чутким руководством взбить миксером крем (не забыв снять пробу), украсить кулинарный шедевр. Больше доверяйте ребенку, дайте ему свободу творчества, подсказывайте, помогайте, избегая при этом излишней критики.
Вот лиши некоторые примеры, но все они сводятся к одной мысли – на подготовительном этапе главным является личный пример родителей. Далее каждый родитель должен сам определить с какого возраста его ребёнок может самостоятельно совершать определённые действия (без контроля со стороны взрослого), например, разогревать готовую еду, делать себе бутерброд, наливать сок. Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но до этого (на подготовительном этапе) ребенок должен не только усвоить необходимые алгоритмы действий, но и знать что такое обязанности и безопасность, ответственность и последствия. Переход к самостоятельности должен происходить плавно. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше гиперопеки.
Нужно предоставить ребенку возможность определить круг лично его обязанностей, которые «лучше него никто не сможет выполнить» - полить цветы, расставить книги, помыть фрукты, расставить посуду на столе, расчесать кошку, навести порядок в клетке хомячка. Можно даже составить список обязанностей каждого члена семьи и, конечно же, общих семейных дел. Пусть ребенок его украсит и повесит на почетное место. Останется только ответственно выполнять свои обязанности, напоминая и помогая остальным членам семьи. Помните о личном примере! Если случаются неудачи, ни в коем случае не ругайте ребенка, иначе отобьёте все желание что-то делать самостоятельно. Просто помогите, подскажите, как избежать подобных проблем в будущем. Бытовые вопросы должны ассоциироваться у детей не с ненавистной повинностью и требованиями родителей, а с приобщением к миру взрослых.
Приучение к самостоятельности должно происходить с учетом психологического комфорта вашего чада. Необходимо предоставлять ребенку столько свободы, сколько он сможет безопасно освоить без родителей. Если ваш ребёнок просит помощи, не отказывайте ему в поддержке.
В начальной школе у ребенка возникает потребность передвигаться по городу в одиночестве, например в школу. Чтобы быть спокойным за ребёнка, важно с самого раннего детства объяснять ему правила дорожного движения и безопасности в общественных местах. Водите ребёнка только безопасным путём — таким, по которому вы доверили бы ему ходить без вас. Ни в коем случае сами не перебегайте дорогу в неположенных местах. Помните, на ребенка сильнее влияет пример родителей, а не их слова. Приучите ребенка к тому, чтобы перед выходом и по приходу ребенок вам звонил. Для этого приобретите ему самый простой кнопочный телефон (исключительно для связи). Не стоит покупать первоклашке смартфон – он не только будет отвлекать внимание школьника от учебы, но и может привлечь к ребенку излишнее, не всегда адекватное, внимание посторонних. Кстати, по поводу смартфонов: если вы сами постоянно «сидите» в телефоне, то и ваш ребенок будет делать то же самое… Дурной пример заразителен, особенно если этот пример родительский.
Любое ваше решение, затрагивающее интересы детей, нужно объяснять в форме аргументированного предложения. Так у ребёнка складываются причинно-следственные связи, и он учится принимать рациональные решения. Необходимо предоставить ребёнку пространство для совершения ошибки — в пределах безопасной среды. Не стоит ругать ребёнка за промахи и неудачные решения, лучше поддержать его и обсудить, что можно было сделать иначе.
В помощь родителям программы Центра детского и юношеского туризма и экскурсий города Брянска с говорящим названием «Я САМ», которые станут отличным подспорьем родителям и помогут сделать ребенка самостоятельным и ответственным.
По мере взросления каждый ребёнок, познавая окружающий мир, стремится к самостоятельности. Нет таких родителей, которые бы не пережили вместе со своими чадами период «Я сам!» Некоторые мамы прошли это время философски, спокойно, по несколько раз в день, отмывая ребенка и кухню от каши, зашивая порванные на коленях штанишки, обрабатывая царапины и ссадины. Другие же, превращаясь в «супер-мам», стремились предотвратить, оградить, защитить, не допустить и максимально обезопасить ребенка, ограничивая его самостоятельность. Чтобы не уходить из крайности в крайность, необходимо найти золотую середину. В развитии самостоятельности, очень важен подготовительный этап – этап обучения (в том числе на личном примере).
Лучший способ – чаще предоставлять ребенку возможность выбирать. Крайне важно дать ребёнку свободу выбора, даже если границы этого выбора обозначают родители. Пусть он выбирает, например, одежду для похода в гости, в детский сад, на прогулку... Если боитесь, что малыш нарядится несуразно, просто предложите ему готовые комплекты на выбор, или поиграйте в стилиста, в игре ребёнок научится сочетать цвета и подбирать аксессуары. Собираясь на улицу, подскажите ему, как одеться по погоде, какая одежда будет удобна для его игр. Вариантов должно быть как можно больше!
Отправляясь за покупками, вместе составьте список необходимых продуктов. Пусть ребенок найдет их в магазине, сложит в тележку. А вы подскажите ему, как выбрать полезные и свежие продукты. Все комментируйте, объясняйте, живо интересуйтесь мнением юного покупателя. Пусть ребенок найдет на упаковке срок годности, рассмотрит целостность упаковки. Главное всё делать в игровой форме, ненавязчиво, с интересом. Если малыш уже умеет считать, позвольте ему расплатиться на кассе, лучше всего наличными, чтобы ребенок параллельно обучался считать денежные средства и экономить их (карточка создаёт иллюзию бесконечного количества денег на ней).
Просите ребенка помочь по дому: приготовить обед, помыть посуду, протереть пыль. Особенно хорошо это работает перед приходом гостей. Он вполне может расставить свои игрушки, чтобы гости похвалили, а не испугались беспорядка. Выбрать начинку для торта, налить тесто в форму, под вашим чутким руководством взбить миксером крем (не забыв снять пробу), украсить кулинарный шедевр. Больше доверяйте ребенку, дайте ему свободу творчества, подсказывайте, помогайте, избегая при этом излишней критики.
Вот лиши некоторые примеры, но все они сводятся к одной мысли – на подготовительном этапе главным является личный пример родителей. Далее каждый родитель должен сам определить с какого возраста его ребёнок может самостоятельно совершать определённые действия (без контроля со стороны взрослого), например, разогревать готовую еду, делать себе бутерброд, наливать сок. Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но до этого (на подготовительном этапе) ребенок должен не только усвоить необходимые алгоритмы действий, но и знать что такое обязанности и безопасность, ответственность и последствия. Переход к самостоятельности должен происходить плавно. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше гиперопеки.
Нужно предоставить ребенку возможность определить круг лично его обязанностей, которые «лучше него никто не сможет выполнить» - полить цветы, расставить книги, помыть фрукты, расставить посуду на столе, расчесать кошку, навести порядок в клетке хомячка. Можно даже составить список обязанностей каждого члена семьи и, конечно же, общих семейных дел. Пусть ребенок его украсит и повесит на почетное место. Останется только ответственно выполнять свои обязанности, напоминая и помогая остальным членам семьи. Помните о личном примере! Если случаются неудачи, ни в коем случае не ругайте ребенка, иначе отобьёте все желание что-то делать самостоятельно. Просто помогите, подскажите, как избежать подобных проблем в будущем. Бытовые вопросы должны ассоциироваться у детей не с ненавистной повинностью и требованиями родителей, а с приобщением к миру взрослых.
Приучение к самостоятельности должно происходить с учетом психологического комфорта вашего чада. Необходимо предоставлять ребенку столько свободы, сколько он сможет безопасно освоить без родителей. Если ваш ребёнок просит помощи, не отказывайте ему в поддержке.
В начальной школе у ребенка возникает потребность передвигаться по городу в одиночестве, например в школу. Чтобы быть спокойным за ребёнка, важно с самого раннего детства объяснять ему правила дорожного движения и безопасности в общественных местах. Водите ребёнка только безопасным путём — таким, по которому вы доверили бы ему ходить без вас. Ни в коем случае сами не перебегайте дорогу в неположенных местах. Помните, на ребенка сильнее влияет пример родителей, а не их слова. Приучите ребенка к тому, чтобы перед выходом и по приходу ребенок вам звонил. Для этого приобретите ему самый простой кнопочный телефон (исключительно для связи). Не стоит покупать первоклашке смартфон – он не только будет отвлекать внимание школьника от учебы, но и может привлечь к ребенку излишнее, не всегда адекватное, внимание посторонних. Кстати, по поводу смартфонов: если вы сами постоянно «сидите» в телефоне, то и ваш ребенок будет делать то же самое… Дурной пример заразителен, особенно если этот пример родительский.
Любое ваше решение, затрагивающее интересы детей, нужно объяснять в форме аргументированного предложения. Так у ребёнка складываются причинно-следственные связи, и он учится принимать рациональные решения. Необходимо предоставить ребёнку пространство для совершения ошибки — в пределах безопасной среды. Не стоит ругать ребёнка за промахи и неудачные решения, лучше поддержать его и обсудить, что можно было сделать иначе.
В помощь родителям программы Центра детского и юношеского туризма и экскурсий города Брянска с говорящим названием «Я САМ», которые станут отличным подспорьем родителям и помогут сделать ребенка самостоятельным и ответственным.