Статьи

Здоровьесбережение в процессе обучения. Конторки – почему именно они?

Школьные годы – чудесные годы! Это время дружбы, взросления, развития, накопления
полезных знаний и бесценного опыта. Пожалуй, редко можно встретить дошкольника, который не
хотел бы стать первоклашкой. Малышам хочется почувствовать себя взрослыми, серьезными, хотя
нелегко расстаться с детским садом и любимой воспитательницей. И вот, закончен период
волнительных сборов в школу, яркой незабываемой вспышкой промелькнул долгожданный День
знаний, а дальше… как в детском киножурнале «Ералаш» - «почему вы меня не предупредили, что
эта волынка на 10 лет?»

Почему же школьные занятия вызывают у некоторых детей такую реакцию? Ответ лежит
на поверхности. В старших группах детских садов, малышей уже готовят быть школьниками: у
них появляются самые настоящие уроки, где, как и в школе, нужно писать и считать, выполняя
различные задания. Но, в дошкольных учреждениях учебные занятия, проходят в интересной
игровой форме, а, главное, они перемежаются играми на ковре, прогулкой, сном, то есть идет
смена максимально разнообразных видов деятельности. Первоклашкам, которым приходиться
подолгу сидеть на одном месте, сложно удержать свою энергию в рамках школьной парты и
дисциплинарных норм. Особенно активные дети вертятся и шумят, мешая соседям и получая
обидные замечания от учителя. Опытные педагоги заметили, что снять напряжение, разрядить
обстановку и активизировать внимание помогают физ-минутки, в ходе которых школьники могут
постоять, активно подвигаться и даже попрыгать. Физ-минутка – настоящая палочка выручалочка
для маленьких непосед.


Есть более эффективный способ не только снять напряжение, но и максимально избежать
его – обучение в режиме смены динамических поз. Этот способ заключается в том, что дети по
ходу занятия меняют позы, занимаясь то сидя, то стоя. При этом и сидящим и стоящим одинаково
удобно писать, рисовать, выполнять любые другие задания.


Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является
конторка. Она напоминает высокую парту, или трибуну-кафедру, зафиксированную на уровне
солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка. Ее столешница имеет регулируемый
наклон, что позволяет использовать конторку для разного вида деятельности: письма, чтения,
рисования, лепки, конструирования. Прекрасным дополнением работы за конторкой, является то,
что ребенок, сняв обувь, встает на специальный массажный коврик. Представьте себе, как
прекрасно иметь возможность, засидевшись в одной позе за рабочим столом, подняться,
выпрямиться во весь рост, снять обувь и встать ножками на приятно-щекочущий массажный
коврик… блаженство!

Смена динамических поз позволяет не только активизировать внимание ученика, но и
укрепить детский позвоночник, сохранить правильную осанку, сформировать у ребёнка чувство
равновесия и координации, укрепить опорно-двигательный аппарат, улучшить работу сердечно
сосудистой системы, избежать появления близорукости. Замечено, что среди детей,
использующих в ходе обучения конторки, происходит снижение психической утомляемости,
избыточной нервной возбудимости и уровня агрессии.

У вас, наверняка, возник вопрос – как же при этом педагогу удается избежать суматохи на
занятии? Все очень просто: смена динамических поз происходит по одному и тому же алгоритму,
который дети быстро запоминают. Опытным педагогам, не приходиться каждый раз напоминать
ученикам кто с кем меняется и что нужно делать. Им даже не нужно использовать голос,
достаточно просто колокольчика, который дает условный сигнал к смене динамических поз.
Семейный центр «Пространство», действующий на базе Центра детского и юношеского
туризма и экскурсий города Брянска, активно применяет конторки в процессе обучения. Детям
очень нравится такая форма работы. Обучающиеся меньше устают, хорошо себя чувствуют и
всегда готовы к новым свершениям!
Made on
Tilda