Статьи
Экскурсии

Небесная помощь: Святыни Карачевского Николо-Одрина монастыря

Духовные поиски, стремление к истине испокон века сопровождали человечество. Милостивый Господь, всегда был для людей источником благодати, добра и любви. Человек, созданный по Его Образу и Подобию, носящий в себе Светлый Образ Творца, получил от Бога бессмертную чистую любящую душу. Это наиболее хорошо заметно в детях, способных любить всех искренне и бескорыстно. К сожалению, испорченная грехом человеческая природа и жизненные обстоятельства, способны запятнать образ Бога в человеке до неузнаваемости.

Так первые люди были чисты сердцем как дети, что давало им возможность общаться с Богом напрямую. Грехопадение, лишившее человечество возможности богообщения, а затем и расселение наших древних предков по всей Земле, казалось бы, окончательно нарушило связь с Первоисточником. Но, душа человеческая, тесно связанная со своим Создателем, не могла с этим смериться. Люди, так или иначе, искали Бога, до поры, до времени реализовывая свою потребность в вере через язычество. Наши далекие предки славяне были очень верующими людьми. Они видели в окружающем мире образ Бога, в явлениях природы дело Его рук. Не имея возможности соединить свои понятия о Боге воедино, язычники приписывали Его силу целому ряду разнообразных божеств.


Повсеместно стали строиться многочисленные храмы, а затем и монастыри. Над русской землей раскинула свой светлый покров Пресвятая Богородица, а воздух наполнился молитвенным колокольным звоном. Монастыри, по истине, стали форпостами добра, врачевателями душ и защитниками православной веры. Святые обители наполнялись насельниками, в них стекались многочисленные паломники, за крепкими стенами укрывались от вражеских набегов окрестные жители. Со временем монастыри становились не только религиозными центрами, но и центрами культуры и просвещения, играя огромную роль в жизни общества. Монахи собирали, переводили и переписывали рукописи, украшали их миниатюрами. В монастырях писались летописи – уникальный источник по истории народа и государства.


Невероятное количество Монастырей были освящены в честь Пресвятой Богородицы, и особо почитаемого святого - Николая Чудотворца. Происходило это, конечно же, и на Брянской земле. Сейчас на Брянщине действует целых шесть таких монастырей: Горно-Никольский епархиальный мужской монастырь в Брянске, Успенский Свенский мужской монастырь, Покровский Климовский мужской монастырь, Никольский Клинцовский женский монастырь, Богородицкая Площанская мужская пустынь, Карачевский Николо-Одрин женский монастырь.


Не редко образование обителей было связано с чудесами, например с чудным появлением на месте их будущей постройки иконописных образов святых заступников. Так Карачевский Николо-Одрин монастырь был образован в начале XV века на месте явления чудотворной иконы Святого Николая Чудотворца. Икона чудным образом появилась на сосне в лесу в междуречье Почаевки и Песочни близ села Одрина.  Ее обнаружили три брата - жители Брянска, имевшие в тех местах пчелиные угодья. Святую икону брянцы принесли в родной город. Появление ее в городе ознаменовалось чудом - свирепствовавшая в то время моровая язва, через три дня прекратилась. Но, храм, в который поместили чудотворную икону, спустя некоторое время, сгорела от удара молнии, а образ был повторно найден на той же сосне, теми же братьями. Люди увидели в этом чуде знамение Божие. На месте обретения чудесного образа был построен деревянный храм во имя Святителя Николая, в который и поместили икону. В этом храме собирались для совместной молитвы несколько монахов-отшельников, обитавших в окрестных лесах. Со временем, трудами и молитвами простых насельников и настоятелей, с помощью благотворителей и благоукрасителей, здесь вырос прекрасный мужской монастырь.

Такие монастыри называют «святыми обителями», а, посещающие их паломники, говорят: «это место намоленное», «здесь чувствуется особая благодать». А где благодать, там и чудеса, случающиеся как по молитвам верующих, так и посылаемые Господом для укрепления их веры. В обители, находящейся под покровительством Святого Николая, 4 января 1998 года произошло чудо - прямо на глазах у монахинь проявился лик Святителя на старой, совсем тёмной иконе. Хочется отметить, что у русских людей всегда было особенно теплое и почтительное отношение к Николушке - Святому Николаю архиепископу Мир Ликийских. И хотя этот великий Угодник Божий никогда не бывал на Руси, но его помощь и заступничество, невероятное количество явленных им чудес, сделали Николая Чудотворца родным для каждого русского человека.

Так же в монастыре находится особо чтимая икона Божией Матушки «Споручница грешных». Слово «Споручница» означает: Поручительница, то есть Посредница между Милосердым Богом и согрешающими людьми, неусыпная о них Молитвенница и Ходатаица. Время и место написания иконы неизвестно. Впервые образ из Николо-Одрина монастыря прославился в середине XIX столетия. Долгое время эта икона находилась здесь в неизвестности. Как малоценная и обветшавшая, она часто была переносима в обители с места на место и, наконец, поставлена в старую часовню около монастырских ворот. И, может быть, со временем, по причине ветхости, эта икона была бы утрачена окончательно. Но Господу Богу и Пречистой Его Матери угодно было сделать этот образ источником многих чудес. В 1843 году многим жителям Карачева в сновидениях было открыто, что эта икона имеет чудотворную силу, и вскоре от нее начали совершаться исцеления болящих. По молитвам к Богородице перед этим образом исцелялись люди страдающие икотой, золотухой (скрофулёзом), слепотой, сведением рук и ног, а так же страшнейшим бедствием того времени - холерой. Когда в городах Карачеве и Орле стала свирепствовать эпидемия, в Одрин монастырь отправлялись многие богомольцы не только здоровые, но и заболевшие. И, несмотря на многочисленное стечение народа у самой иконы, не только никто не заразился и не заболел, но и все заболевшие ранее исцелялись. Стоит отметить, что благодаря иконе «Споручница грешных» исцелилось немало младенцев, ведь искренняя материнская молитва к Милостивому Господу, подкрепленная заступничеством Его Божественной Матери невероятно сильна.


К сожалению, во все времена были периоды, когда христианам приходилось особенно сильно страдать за свою веру. Так ХХ век вывел нашу страну на новый страшный виток истории - как в древние времена гибли христиане, уничтожались святыни, появлялись мученики за веру. Многие храмы и монастыри подверглись разрушению, большая часть изъятых у них святынь была утрачена безвозвратно. На территории обителей появились колонии, интернаты и другие далеко не религиозные учреждение. В перестроенных и оскверненных храмах устраивали столовые, склады, клубы, даже морги… В 1922 году Николо-Одрин монастырь так же был закрыт, а в 1930 году был разрушен соборный храм в честь особо почитаемой иконы Божией Матери «Споручница грешных». К счастью, Её образ был сохранен неравнодушными людьми, хотя и оказался далеко от Карачевской земли – в Одессе. Невероятными, по истине героическими усилиями схимонаха Макария и других верующих чудотворную икону удалось вернуть 24 ноября 1996 года. В монастыре можно увидеть железные вериги, которые носил на теле старец и маленькую колясочку, на которой Макарий передвигался, будучи лишённым возможности ходить.
Икона это невероятно красивая. Матерь Божия на ней обнимает Божественного Младенца, Который обеими ручками держит Ее заботливую материнскую руку. На четырех углах иконы изображены свитки со словами, которые на современном нам языке звучат так: «Я буду Просительницей за грешников перед Моим Сыном; в знак согласия всегда принимать Мои молитвы Он дал мне руку; грешники обретут вечную радость через мои молитвы». Людям, молящиеся с верой Богородице перед ее чудным образом, Она помогает: укрепить веру, избавиться от уныния и отчаяния, найти силы и волю для осознания грехов и покаяния; Больные получают исцеление не только телесное, но и душевное, избавляются от пагубных привычек. В монастыре рассказывают, что бездетные пары, помолившиеся перед чудесной иконой Богородицы, часто становятся родителями.
Еще одной святыней обители является старинное Евангелие, которое так же вернулось во вновь открытый монастырь из далекой стороны. Во время отступления немецких войск из Карачева в 1943 году, солдат по имени Хельмут, укрылся от обстрела в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он «взмолился Господу о спасении и дал обет: если останется в живых, то посвятит себя Богу». Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, Хельмут вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви. Все годы он и хранил отреставрированное Евангелие  дома. В 1993 году незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года святыня обрела свое место в стенах вновь открывшегося Николо-Одрина теперь уже женского монастыря.
Монастырь гостеприимно встречает паломников, особенно тех, кто желает потрудиться на благо обители и во Славу Божию. Монахини и сами с любовью помогают страждущим. Ведь помогая другим, мы помогаем себе стать чище, добрее и ближе к Богу, а значит счастливее.
Made on
Tilda