Новости
Новости

"Истина в познании"

Человек-ответственный, гражданин, родитель, личность стремится самосовершенствоваться, улучшать свою жизнь, жизнь своих близких, окружающую среду во всех её проявлениях. Нам попались интересные исследования взаимосвязи почерка человека и его зависимости от темперамента и характера человека, склонности к определённого рода действиям и поступкам.
Первым шагом нашего проекта стало изучение русского и мирового опыта преподавания каллиграфии и графологии и их влияние на характер и личность человека. Мы изучили основы науки графологии утверждающей, что её средствами можно познать себя и поставить цели для дальнейшего развития, а подчерк является картой личности и по ней можно узнать вехи жизненного пути.
Таким образом, учёные изучают различные периоды жизни великих людей. Тогда нам пришла мысль, что возможно данный процесс имеет обратное действие. То есть, развивая свой почерк - мы развиваемся сами, сознательно влияя на почерк - мы влияем на свою психику. Это утверждение нам стало интересно проверить.
Общеизвестный факт, что чистописание и каллиграфия развивают аккуратность, терпение, усидчивость и старание.
При графотерапии или занятиях каллиграфией происходит сложный процесс связи моторики, мышц и подсознания. Занятия каллиграфией на всех действуют индивидуально, но эффект заметен уже после нескольких тренировок. Период времени зависит только от усидчивости и от того, как быстро вы привыкнете к новому. Человек, сознательно совершенствующий свой почерк, погружается в глубину подсознания, осознавая свои возможности и самого себя. И по мере совершенствования он понимает, что обретает контроль над собственным телом, своими руками, своим собственным характером, способностями и талантами.
Ничто так сильно не мотивирует человека, как его собственные практические успехи, в том числе и в почерке.

Вторым шагом для нас стало внедрение каллиграфии и графологии в практическом выражении. В течение 3-х месяцев наша команда погружалась в мир изучения каллиграфии. Мы изучили лекции профессора Савельева С. В. «Каллиграфия и мозг», профессора Черниговской Т. В. «Как тренировать мозг, память и мышление», учёного Базарного В. Ф. «Здоровьесберегающая методика образования», а так же 15 летний опыт школы для детей с отклонениями в умственном развитии на базе Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, которая ошеломляет результатами своей деятельности. Образовательный процесс основывается на русских методиках 19 века. Для большего погружения в предмет мы приобрели необходимую мебель, инструменты и начали практиковаться в каллиграфии и пробовать методики преподавания данной дисциплины.

Третий шаг это распространение приобретённых знаний среди педагогов, подростков, молодёжи. Мы начали проводить тренинги, семинары, круглые столы и индивидуальные занятия. Мы провели мероприятия для сотрудников МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска, членов Брянских региональных общественных организаций «Отечество», «Молодёжный клуб друзей», членов движения «Доброволец» и «Возрождение». В своём саморазвитии на данном этапе мы погружаемся в исторический и философский смысл буквенных символов.
Социальный эффект графотерапии в том, что человек может развивать свои личностные качества сознательно меняя свой почерк, может изменить свою психику, отношение к жизни, развить необходимые положительные качества (аккуратность, терпение, усидчивость, старание, трудолюбие), снять уровень стресса, повысить самооценку и самоответственность. Дети изучающие каллиграфию в школе лучше учатся, легче воспринимают сложный материал, лучше запоминают и усваивают, у них развита внимательность и моторика. Специалистами отмечен положительный эффект работы с детьми и людьми с ОВЗ, так как занятия повышают их социальный потенциал. Для людей пожилого возраста каллиграфия улучшает память, моторику, обеспечивает доступным досугом.

Выводы
Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка.
Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервно - мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.
Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей - переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.
Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.
Для того чтобы правильно обучать учащихся каллиграфии, надо знать, как у них формируются навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия для формирования этих навыков.
Почерк - это устойчивое и индивидуальное образование. Эта устойчивость, с точки зрения физиологии, объясняется как выработка стереотипных, условно - рефлекторных связей, динамических стереотипов.
Для образования красивого почерка, детям важно овладение навыками письма и развитие движений пальцев и кисти руки, которые начинают формироваться постепенно в течение всего дошкольного периода.
Made on
Tilda